Меню

Дисграфия у младшего школьника

Иногда родители младшего школьника сталкиваются с очень серьезной проблемой. Их сын или дочь, не имеющие существенных интеллектуальных проблем, делают множество ошибок во время письма. Если подобное произошло, не стоит ругать ребенка, обвинять его в невежестве. Возможно, малыш страдает дисграфией. Под ней как раз и понимается нарушение письменной речи при относительно нормальном развитии мозга. Точный диагноз в зависимости от вида данного заболевания может поставить дефектолог (логопед) или психоневролог, поэтому не стоит затягивать с визитом к специалисту. Если не устранить проблему в начальной школе, последствия могут быть нешуточными.

Суть и причины дисграфии

Специфика дисграфии проявляется в нарушении фонетического принципа письма. Одни звуки или слоги заменяются другими, некоторые фонемы и вовсе пропускаются, иногда ребенок дописывает лишние буквы. Например, вместо «предложение» выводится «бретлошение», вместо «птичий» – «пчичий» и т. д.

Ученик, страдающий дисграфией, имеет проблемы с устной речью: не может строить сложные предложения, а потому боится высказываться. Одноклассники кажутся ему врагами, поэтому он всячески избегает общества сверстников.

Причины дисграфии различны: от врожденных нарушений в головном мозге до ошибок в воспитании.

Как правило, помимо этого заболевания, у ребенка диагностируются и другие расстройства: дислексия (нарушение чтения), проблемы с произношением звуков.

Виды

Ученые выделяют следующие виды дисграфии:

- артикуляционно-акустическая;
- акустическая;
- оптическая;
- аграмматическая;
- дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.

В первом случае у ребенка имеются проблемы со звукопроизношением. Он неправильно проговаривает про себя слова, следовательно – их пишет не так, как нужно. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом.

При акустической дисграфии ярко выраженных логопедических проблем нет, но ученик путает похожие звуки (д-т, б-п, з-с), не различает твердость и мягкость звуков.

Если малыш страдает оптической дисграфией, то у него имеются сложности с запоминанием «внешнего облика» букв. Поэтому при письме к ним добавляются лишние элементы, буквы пишутся в зеркальном отображении (Е вместо З и наоборот).

Аграмматическая дисграфия наблюдается примерно с 3-го класса, когда изучают категорию рода и изменения частей речи. В работах учащихся можно встретить такие сочетания, как «красивый собака» или «теплый солнце».

Трудности с анализом и синтезом языка способствуют появлению таких ошибок, как:

- повторение слов;
- перестановка слогов и букв;
- написание двух и более слов слитно;
- деление слова на части;
- приписывание части одного слова другому слову;
- путаница с предлогами и приставками.\ъ

Как вылечить

Прежде всего, не нужно предпринимать никаких действий самостоятельно. Методику лечения разработают специалисты (психоневролог и логопед), а родители должны четко выполнять их указания.

Основные направления работы – развитие полушарий мозга, упражнения на различение звуков. Психоневролог поможет выявить органические нарушения, при необходимости выпишет соответствующие препараты. Если у ребенка проблемы со слухом, то потребуется помощь отоларинголога.

Дети с дисграфией очень чувствительны. Они понимают свою проблему и стесняются ее, поэтому не хотят идти в школу, пропускают уроки, «теряют» тетради для письма. Родители и педагоги должны оказать психологическую поддержку, хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Иногда становятся целесообразными занятия с репетитором или даже обучение на дому.

Во избежание подобных проблем лучше попытаться выявить нарушения до школы. Тогда ребенок еще на год останется в детском саду и пройдет соответствующее лечение. Если проблема выявилась уже в школьные годы, расстраиваться не стоит. Этот недуг можно победить, если приложить усилия.

Читайте также:  Пройдите логопедический тест!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.